ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕГЛАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВС
На основе положений раздела 4.1 разработаны общие принципы формирования структуры и содержания регламента ТО ВС гражданской авиации, приведенные ниже.
Регламент технического обслуживания (РО) является основным эксплуатационным документом, определяющим объекты обслуживания (системы, подсистемы, изделия ВС), перечень и периодичность выполняемых на них работ в соответствии с системой технического обслуживания данного ВС.
РО составляют на ВС в целом. Объекты ТО, перечень работ и периодичность их выполнения устанавливает разработчик ВС с учетом конструктивных особенностей и условий эксплуатации изделий АТ для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации ВС с минимальными затратами труда, времени и средств.
В РО включают все работы по ТО ВС в целом, его систем и изделий, независимо от того, выполняют эти работы непосредственно на ВС или в лаборатории после демонтажа изделий с ВС и их последующей установки на ВС. Все работы, включенные в РО, являются регламентными работами.
Регламентные работы выполняют в соответствии с установленной технологией. Технологию оформляют в виде технологических карт, которые включают составной частью в Руководство по технической эксплуатации ВС или выпускают отдельно. Качество выполнения регламентных работ контролирует ответственное должностное лицо эксплуатационного авиапредприятия.
РО на ВС может включать следующие темы:
■ общие положения;
■ меры безопасности;
■ оперативное техническое обслуживание;
■ периодическое техническое обслуживание;
■ специальное техническое обслуживание;
■ техническое обслуживание при хранении;
■ приложения.
Держателем подлинников РО является разработчик ВС.
Издателем РО на этапах опытно-конструкторских работ является разработчик. Издателем РО при серийном производстве является изготовитель ВС.
На период эксплуатации ВС после прекращения серийного производства, исполнитель и издатель РО определяются по согласованию ГОУВТ, разработчика и изготовителя ВС.
Структура регламента технического обслуживания ВС
Структура РО должна определять состав видов и форм технического обслуживания ВС в реальных условиях эксплуатации и устанавливать правила назначения регламентных работ к выполнению.
РО ВС может включать следующие виды технического обслуживания:
— оперативное ТО;
— периодическое ТО;
— специальное ТО;
— ТО при хранении.
Оперативное и периодическое ТО являются плановым техническим обслуживанием ВС в нормальных условиях эксплуатации.
Оперативное ТО может включать вспомогательные работы, не связанные с исправностью ВС, и объединенные в формы оперативного ТО работы по поддержанию и восстановлению исправности ВС.
Назначают следующие виды вспомогательных работ:
— работы по встрече — ВС;
— работы по обеспечению стоянки — ОС;
— работы по обеспечению вылета — ОВ.
В работы по обеспечению вылета включают работы по обеспечению первого вылета после стоянки ВС.
Допускается исключать отдельные виды вспомогательных работ, если конструкция ВС или условия его эксплуатации не требуют выполнения этих работ.
Обеспечивают следующие общие принципы назначения видов вспомогательных работ к выполнению:
— работы по встрече (ВС) выполняют непосредственно после каждой посадки; при учебно-тренировочных полетах, авиахимработах и спецприменении ВС работы по встрече выполняют при очередной заправке ВС топливом;
— работы по обеспечению стоянки, (ОС) выполняют в случаях, когда:
продолжительность стоянки ВС превышает заданное ограничение для данного типа ВС и условий его стоянки;
ВС передается для хранения или технического обслуживания;
ВС перемещается на другую стоянку.
Работы по обеспечению вылета (ОВ) выполняют непосредственно перед каждым вылетом, после формы ТО или стоянки ВС.
Назначают следующие формы оперативного ТО:
1. Форма Ар 2. Форма А2. 3. Форма Б.
Допускается исключать отдельные формы оперативного ТО, если конструкция ВС или условия его эксплуатации не требуют выполнения работ этих форм ТО.
Обеспечивают следующие общие принципы назначения форм оперативного ТО к выполнению:
1. ТО ВС по форме А, выполняют:
— перед каждым полетом (или после каждой посадки) ВС, если не требуется выполнение более сложной формы ТО;
— при задержке вылета подготовленного к вылету ВС сверх установленного времени (от нескольких часов до одних суток);
— перед полетом после периодического ТО.
При учебно-тренировочных полетах, авиахимработах и спецприменении ВС форму Ai выполняют при очередной заправке ВС топливом.
2. ТО по форме А2 выполняют:
— после выполнения нескольких обслуживаний по форме А| или один раз в сутки в зависимости от условий применения или суточной наработки ВС;
— в конце летного дня (или перед первым полетом) при учебно-тренировочных полетах, авиахимработах и спецприменении ВС;
— перед полетом после простоя ВС более установленного ограничения (от одних до нескольких суток), если ВС не устанавливался на хранение;
— перед полетом, после специального ТО или после хранения до 15 суток без консервации двигателя.
3. ТО по форме Б выполняют преимущественно в базовом аэропорту:
— один раз в несколько суток регулярной эксплуатации (при выполнении хотя бы одного полета в сутки), если по наработке (календарному интервалу времени) не требуется выполнять периодическое ТО. Установленный срок может быть продлен на количество суток простоя ВС, но не более заданного ограничения;
— после заданной наработки (часов или посадок) при учебно-тренировочных полетах, авиахимработах и спецприменении ВС;
— после поступления ВС в авиапредприятие с завода-изготовителя или ремонтного завода, перед началом эксплуатации;
— перед полетом после хранения.
Допускается уточнение и дополнение принципов назначения всех форм оперативного ТО для ВС спецприменения и при выполнении авиахимработ.
Подготовку ВС к использованию по назначению обеспечивают последовательным выполнением вспомогательных работ и форм оперативного ТО. При эксплуатации ВС в нормальных условиях могут назначаться следующие виды подготовок к полету:
— после посадки ВС выполняют работы по встрече (ВС), форму А і (А2 или Б) и работы по обеспечению вылета (ОВ);
— после посадки ВС выполняют работы по встрече (ВС), работы по обеспечению стоянки (ОС), форму Аі (А2 или Б) и работы по обеспечению вылета (ОВ);
— после посадки ВС выполняют работы по встрече (ВС), форму Ai (А2 или Б) работы по обеспечению стоянки (ОС), а после стоянки работы по обеспечению вылета (ОВ).
Виды подготовок ВС могут выполняться комплексно или с разделением во времени вспомогательных работ и оперативных форм.
Периодическое ТО.
Периодическое ТО состоит из работ, объединенных в формы ТО и выполняемых по наработке (часов, и при необходимости, посадок) или календарным срокам службы ВС в пределах полного цикла периодического ТО ВС. Периодичность форм ТО должна быть единой для ВС, его изделий и оборудования.
Периодические формы ТО могут состоять из работ основной (базовой) формы ТО, выполняемой с установленной минимальной периодичностью, и дополнительных работ, выполняемых с периодичностью, кратной базовой, необходимость выполнения которых впервые появилась или повторилась при данной наработке ВС. Структуру дополнительных работ поясняет табл. 4.2.
Допускается объединение дополнительных работ в комплексы и назначение нескольких форм ТО кратной периодичности, каждая из которых включает все работы предыдущих форм.
Пример. Ф| — 300 л. ч, Ф2 — 900 л. ч, Ф3- 1800 л. ч.
При наличии межремонтного ресурса (срока службы) ВС полный цикл работ периодического ТО должен устанавливаться равным или кратным межремонтному ресурсу (сроку службы) ВС, а при его увеличении периодическое ТО пополняется дополнительными работами или формами ТО, требуемыми для отработки этого увеличенного ресурса (срока службы).
Каждую работу периодического ТО назначают с начальной периодичностью, равной или кратной базовой, и далее выполняют либо с начальной периодичностью, либо с другой, равной или кратной базовой, в пределах полного цикла периодического ТО ВС.
Для новых ВС, прошедших ремонт, периодическое ТО в цикле назначают с первой (базовой) формы ТО. Отсчет циклов ведется: для новых ВС — с начала эксплуатации, для ВС, прошедших ремонт — с последнего ремонта. Исчисление наработки (срока службы) ВС для каждой последующей формы ТО ведут от цифр, кратных периодичности базовой формы, независимо от того, с каким допуском выполнялась предыдущая форма периодического ТО.
Периодическое ТО выполняют по календарным срокам, если за соответствующий период наработка ВС составила менее установленной величины (в процентах наработки), необходимой для выполнения периодического ТО по наработке. Процентное ограничение для перевода ВС с обслуживания по наработке на обслуживание по календарным срокам устанавливает разработчик ВС с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации данного типа ВС.
При переводе ВС, ранее обслуживавшегося по наработке, на обслуживание по календарным срокам отсчет календарных периодов ведут от последней выполненной по наработке формы периодического ТО и начинают с выполнения по календарному сроку формы ТО, соответствующей следующей за последней выполненной по наработке форме периодического ТО. При возобновлении интенсивной эксплуатации обратный переход на ТО по наработке производят при наработке, соответствующей ближайшей последующей форме периодического ТО по наработке ВС с начала цикла.
Специальное ТО.
Специальное ТО назначают после особых случаев эксплуатации ВС (полета в зоне интенсивной турбулентности; полета с превышением допустимых эксплуатационных перегрузок; грубой посадки; посадки с превышением допустимой посадочной массы; попадания в град, пыльную бурю, шторм на земле; попадания электрического разряда; столкновения с птицами и др.) или при изменении условий эксплуатации (подготовка к сезонной эксплуатации; изменение вариантов применения и др.), определяемых назначением, конструктивными особенностями и условиями эксплуатации ВС данного типа.
ТО при хранении.
ТО при хранении назначают по календарным срокам хранения ВС. ТО при хранении включает:
— работы по подготовке ВС к хранению;
— работы, выполняемые при хранении;
— работы по подготовке ВС к полетам после хранения.
Время хранения ВС учитывают не при отсчете календарных периодов для назначения периодического ТО, а в счет срока службы (межремонтного и назначенного) ВС в целом.
Содержание регламента технического обслуживания ВС
В теме «Общие положения» приводят:
■ общие технические требования по выполнению регламентных работ;
■ общие требования по организации и проведению контроля качества выполнения регламентных работ;
■ классификацию и кодирование регламентных работ.
Общие технические требования по выполнению регламентных работ устанавливает разработчик ВС для нормальных условий эксплуатации ВС с учетом его назначения и конструктивных особенностей.
Общие требования по организации и проведению контроля качества выполнения регламентных работ устанавливает разработчик ВС в соответствии с действующими в отрасли положениями о контроле качества. Сюда включают требования по организации контроля, квалификации исполнителей работ, соблюдению технологий, аттестации контроля, оформлению документации.
Классификацию и кодирование регламентных работ выполняют с помощью цифровых обозначений работ в соответствии с разделом с указанием особенностей применения кодов работ для данного типа ВС.
Тема «Меры безопасности» должна включать сведения по мерам безопасности общего характера, которые необходимо соблюдать при обслуживании ВС в целом, с учетом назначения ВС, его конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Меры безопасности при выполнении конкретных регламентных работ приводят в технологических картах.
Тема «Оперативное ТО».
Содержание вспомогательных работ должно обеспечивать встречу, стоянку и вылет ВС и определяется назначением ВС, его конструктивными особенностями и условиями эксплуатации.
Вспомогательные работы не включают работы по восстановлению исправности или работоспособности ВС, его систем и оборудования.
Содержание работ оперативных форм ТО должно обеспечивать восстановление исправности ВС до установленных требований технической документации и может включать: подготовительные работы; работы по контролю состояния; работы для обеспечения последующего оперативного использования ВС по назначению; заключительные работы.
В оперативных формах ТО не должно быть работ, связанных с поддержанием и восстановлением надежности, необходимость выполнения которых определяется налетом часов или календарным сроком службы ВС, систем и оборудования. Наличие указанных работ в оперативных формах ТО допускают временно, с последующим изменением условий эксплуатации или конструкции ВС.
Тема «Периодическое ТО».
Содержание периодического ТО должно определяться изменением технического состояния систем, изделий и оборудования ВС при отработке ресурсов (сроков службы) и обеспечивать надежную и безопасную эксплуатацию ВС в реальных условиях.
В периодическое ТО включают работы, выполнение которых определяется налетом или календарным сроком службы, а при необходимости и числом посадок ВС. Содержание периодического ТО определяют работы по:
— контролю и диагностированию состояния;
— поддержанию и восстановлению надежности;
— обеспечению отработки ресурсов и сроков службы;
— обеспечению требуемых качеств рабочих тел и покрытий, восстановлению внешнего вида и интерьера бытового оборудования.
Работы периодического ТО должны иметь конкретную целевую направленность на обеспечение и поддержание безопасности, надежности и регулярности эксплуатации ВС или устранять изменения технического состояния систем, изделий и оборудования, связанные с наработкой или календарным сроком эксплуатации ВС.
В периодическом ТО не должно быть работ, выполняемых в целях испытаний, доработок и модернизации систем, изделий и оборудования ВС, а также работ, не имеющих конкретной целевой направленности.
Тема «Специальное ТО».
Содержание работ специального ТО должно определяться перечнем возможных неисправностей, вызванных попаданием ВС в особые случаи эксплуатации в полете и на земле.
Работы специального ТО должны обеспечивать восстановление исправного (работоспособного) состояния ВС, соответствующего требованиям нормальной эксплуатации данного типа ВС.
В теме «Специальное ТО» должны быть перечислены все особые случаи эксплуатации с указанием допускаемых величин параметров, при превышении которых назначаются работы по специальному ТО. Должны также приводиться пояснения, правила, графики и т. д., необходимые для определения фактических величин этих параметров и условий назначения специального ТО.
Тема «ТО при хранении».
Содержание работ ТО при хранении должно определяться перечнем возможных неисправностей, вызванных воздействием окружающей среды при длительном календарном сроке хранения ВС.
Работы по хранению должны обеспечивать поддержание технического состояния ВС при перерывах в летной эксплуатации.
Тема «Приложения к РО».
Приложения к РО могут включать:
типовые технологические графики подготовки одиночного ВС при оперативном ТО;
■ карты и таблицы смазок;
■ перечень запломбированных мест, подлежащих контролю при ТО (включая перечень регулировочных точек, регулировка которых в эксплуатации запрещена);
■ перечень изделий, после замены, регулировки или ремонта которых необходимо произвести контрольный полет;
■ размещение люков ВС;
■ перечень однотипных изделий, место установки которых отмечается в паспортах изделий и формуляре ВС;
■ перечень изделий, на которые есть ссылка в РО, с самостоятельным руководством (инструкцией) по технической эксплуатации;
■ регламенты ТО нештатного оборудования.
Допускается исключение отдельных приложений к РО или введение дополнительных приложений.
Указанные принципы формирования регламента ТО, а также правила оформления, утверждения и внесения изменений в РО отражены в отраслевом стандарте ОСТ 5430054-88. Система ТОиР АТ. Регламент технического обслуживания самолета (вертолета).